Иванов Владимир Николаевич,
Секретарь муниципального Совета Северодвинска во втором созыве, Председатель Совета депутатов Северодвинска в третьем созыве
Подарок для президента
В перерыве заседания третьего созыва
Переход к самостоятельности
Во втором созыве меня избрали секретарем муниципального совета, но различия между секретарем и председателем кардинальные. Мэр тогда являлся и главой муниципального образования, ему подчинялась администрация. Он же председательствовал на заседаниях горсовета.
А я занимался организацией работы – подготовкой заседаний. Все службы, которые сейчас существуют в Совете, тогда были в Администрации. У нас тогда был только один свой юрист – Галина Саладина. Остальные отделы были в ведении Администрации, они занимались подготовкой документов, их оформлением.
Мы внесли изменения в Устав в 2004 году в соответствии с законом о местном самоуправлении, который предусматривал разделение ветвей власти. После реформы Совет муниципального образования «Северодвинск» стал самостоятельным представительным органом местного самоуправления.
Столкновение мнений
Депутаты работали достаточно плодотворно. Особенно это стало заметно в третьем созыве, когда пришли молодые предприниматели. У них было другое видение жизни. Бюджетники и работники госструктур имели свою точку зрения, они свою.
У нас были представители разных направлений. Лариса Павловская работала с промышленностью, Алексей Новиков сотрудничал с органами внутренних дел. А приход «Возрождения Севера», которое возглавил Алексей Прокофьев, еще больше оживил деятельность.
Было желание принять не просто решение, а удобный для работы документ. Случалось, что председатели комиссий спорили. Тогда, на волне депутатских свобод, было «модно» уходить с сессии. Но в конечном итоге собирались у меня в кабинете, и все равно договаривались, находили решения.
После каждой сессии мы выступали на телевидении, где продолжали дискуссию. Старались как можно больше освещать работу в газетах, много выходило материалов и в «Северном рабочем» и «Вечернем Северодвинске». Чтобы депутатская работа была видна не только в здании на Плюснина, была целая вставка в газету, где публиковались нормативно-правовые акты, комментарии депутатов, мнения жителей.
Повестку дня мы формировали вместе с председателями комиссий – смотрели какие документы готовы на сессию, а какие нет. Если имелись сомнения, что вопрос недостаточно рассмотрен, или возникали опасения, что обсуждения не будут конструктивными, старались такой пункт обходить. Сейчас, я думаю, работа происходит также.
Но сегодня доминирующая фракция обеспечивает принятие решений, а у нас не редко случалось такое, что решения принимались «только-только».
Создание имиджа и обмен опытом
Мы старались расширить свои возможности и за пределами города. В тот период я был членом координационного совета представительных органов местного самоуправления Российской Федерации. Это серьезный и влиятельный орган, председатель которого имел прямой контакт с президентом.
При мне в него входили большие муниципальные образования, из небольших – только Североморск и Северодвинск. Очень важно, что наш город вошел в состав этого Совета. Вспоминается случай, когда на одно из заседаний приехали председатели городских Советов Новороссийска и Сочи. Возмущались, что Северодвинск и Североморск представлены в Координационном Совете, а они – только в Наблюдательном.
Конечно, орган был больше консультативный, но он был полезен тем, что на нём обсуждались законы, принятые на уровне федерации. Например, активно обсуждался закон о местном самоуправлении. В первой редакции, по моему мнению, он был малоприменим. Нами были подготовлены поправки, сделавшие его более эффективным. Процесс этот был активным – мы не просто выносили свои идеи, а созванивались друг с другом, работали для того, чтобы самим было удобно.
Заседания координационного Совета проводились в различных городах. К 10-летию муниципального Совета по нашей инициативе на базе этого органа была организована конференция в Северодвинске. Тогда как раз было 100-летие парламентаризма. Мы пригласили всех наших коллег из области, региональную власть, в том числе и губернатора. В своем выступлении я тогда предложил и в нашем регионе создать такой же Координационный Совет представительных органов местного самоуправления. Приятно видеть, что он был создан при областном Собрании, он до сих пор работает, и результаты тоже есть.
Мы старались поднять авторитет Северодвинска. Было много городов, с которыми мы общались на уровне городов-побратимов. Они к нам приезжали, мы обменивались опытом. В том числе посылали детей отдыхать в пионерские лагеря в другие регионы – Курск, Сумы. Сотрудничали и с ближним, и с дальним зарубежьем. К нам приезжали многие – из Приднестровья на один из дней города выступал ансамбль ВИА «Рика», приезжал глава администрации Тирасполя. Если перечислять, то их больше десятка наберется.
Мы сами ездили с делегациями. Не в развлекательные поездки, а в рабочие – смотрели, как другие работают, что там происходит. Завеса секретности к тому времени уже была снята и про Северодвинск стало можно рассказывать, как про центр атомного судостроения. Мы старались установить связи с городами, в честь которых названы подводные лодки – Брянск, Курск, Калуга. Можно сказать, что они шефствовали над этими лодками. Мы сотрудничали с английскими и немецкими городами. Наши дети с концертами выезжали в Нойштадт.
Такая работа, на мой взгляд, была не только интересной, но и полезной для понимания своих задач и возможностей и для развития имиджа города.
Когда было наводнение в Тирасполе, мы установили в ЦУМе куб для сбора средств. Сегодня это распространенный опыт, но тогда он был одним из первых. На следующий год, когда я туда приехал, глава Тирасполя Виктор Костырко привез меня в дом Ветеранов и показал, что закуплено на деньги северодвинцев – оборудование и мебель. На открытии этого учреждения потом Северодвинск поблагодарили отдельно, было приятно.
Такие связи очень важны для людей, я считаю. У нас ведь много иногородних жителей, тех, кто приехал в Северодвинск из других мест. И когда их поздравляет земляк, это всегда приятно.
Подлодка для Лукашенко
Вспоминается поездка в Белоруссию. К нам приезжали председатель горсовета и руководитель администрации города Мозырь. В ответный визит отправился я и Геннадий Мищенко, руководитель аппарата Администрации.
Каждый год в Белоруссии проводится фестиваль «Дожинки» в городах и районах, которые наиболее отличились. И на этих мероприятиях всегда бывает президент.
Мы, когда поехали, взяли с собой сувениры, в том числе несколько макетов подводных лодок. Пришли на праздник и узнали, что в Мозырь приедет президент Белоруссии Александр Лукашенко. Руководитель Администрации города Владимир Потупчик пытался организовать встречу. Протокольная служба сначала отказала. Но при разговоре с президентом он сам предложил ему встретиться с нами.
Встреча, конечно, была всего 5-7 минут. Но мы успели вручить сувенир и ответить на пару вопросов о Северодвинске. Сам Александр Лукашенко запомнился мне общительным человеком, у него хозяйская хватка – видно, что был председателем колхоза. А потом, уже через несколько лет, показывали его по телевизору. Брали какое-то интервью, а я смотрю – на столе у него стоит макет нашей лодки.